Курс внеурочной деятельности "Решение задач по физике"
Решение
физических задач – важная сторона овладения знаниями основ науки физики.
Включение задач в учебный процесс позволяет реализовать следующие дидактические
принципы обучения:
- обеспечение
самостоятельности и активности учащихся;
- достижение
прочности знаний и умений;
- осуществление связи обучения с жизнью;
- реализации
политехнического обучения физики, профессиональной ориентации.
Умение решать
качественные, экспериментальные и расчетные задачи является одним из
показателей уровня развития физического мышления школьников, глубины усвоения
ими учебного материала.
Задачи
включают различные сочетания теоретического материала, являющегося основой
различных видов задач, предусмотренных программой; требуют умения логически
связывать воедино отдельные физические явления и факты; предусматривают знания
физических свойств веществ, вызывают необходимость использовать знания как
нескольких разделов физики, так и общих положений физики и математики;
стимулируют более углубленное изучение теоретических вопросов и умения
применять знания на практике..
Основные цели
курса:
• Обобщение
ранее полученных знаний по физике и применение их для решения физических задач;
• совершенствование полученных в основном
курсе компетенций;
• формирование представлений о постановке,
классификации, приемах и методах решения физических задач.
Задачи курса:
• обучить учащихся обобщенным методам решения
вычислительных, графических, качественных и экспериментальных задач как
действенному средству формирования физических знаний и учебных умений;
• способствовать развитию мышления учащихся,
их познавательной активности и самостоятельности, формированию современного
понимания науки;
•
способствовать интеллектуальному развитию учащихся, которое обеспечит переход
от обучения к самообразованию.
При изучении курса возможны различные формы
методы проведения занятий: рассказ и беседа учителя, выступление учеников,
подробное объяснение решения задач различных типов, индивидуальная и
коллективная, знакомство с различными задачниками и т. д.
В результате обучающиеся
должны уметь классифицировать предложенную задачу, последовательно выполнять и
проговаривать этапы решения задачи различной сложности.
Коллективные и
индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач,
подготовка к ЕГЭ, моделирование физического процесса или явления, решение
сложных комплексных задач, в том числе и задач повышенного и высокого уровня
сложности. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач.
В итоге обучающиеся могут выйти на
теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение
основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи,
самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений и т. д.
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)