Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
С 01.09.2016 года вступили в силу Федеральные
государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными
возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты
для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту
ФГОС ОВЗ и УО).
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической
комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных
условий. (п. 16 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации») от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа
к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей. Особые образовательные потребности
возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности
несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям,
школьнообразовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам
поведения и общения.
Эти особые образовательные потребности ребенка требуют
от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или
услуг. Включение детей с особыми образовательными потребностями - детей с
инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с
особенностями развития - в образовательный процесс в школах общего типа по
месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.
Образовательная политика России ориентирована на
инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании.
Инклюзивное образование - это такая организация
процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических,
психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных
особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту
жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же
общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные
потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия
организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для
инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются
специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями, для получения образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном
законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся,
включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов
обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов, специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника),
оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в
отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих
образовательную деятельность.
В МАОУ СОШ № 21 специализированный учет инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится на этапах их поступления
и обучения в школу.
Реализация адаптированных образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Использование специальных учебников, учебных пособий и
дидактических материалов (см. Раздел «Средства обучения и воспитания,
приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья»).
Использование специальных технических средств обучения
коллективного и индивидуального пользования (см. Раздел «Наличие специальных
технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования»).
Предоставление услуг ассистента (помощника),
оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.
Проведение групповых и индивидуальных коррекционных
занятий.
Обеспечение
доступа в МАОУ СОШ № 21 (см. Раздел «Обеспечение беспрепятственного доступа в
здания образовательной организации»)
Специально оборудованные учебные кабинеты
Дети-инвалиды и
обучающиеся (воспитанники) с ОВЗ участвуют в образовательной деятельности на
общих основаниях.
Имеющиеся формы
обучения:
- по индивидуальному
учебному плану,
- при наличии
медицинских показаний и соответствующих документов для инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное
обучение на дому.
В МАОУ СОШ № 21 возможно
обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с
использованием дистанционных технологий.
Доступность учебных
кабинетов для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья –
избирательная, условная (с дополнительной помощью).
Все учебные кабинеты
оснащены Тактильными
табличками со шрифтом Брайля и имеют расширенные проемы дверец.
Также имеется два
лифта для МГН.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для проведения
практических занятий в лицее функционируют кабинеты, залы, мастерские, в
которых ведущая роль отводится практическим работам, экскурсиям, тренировочным
занятиям.
В МАОУ СОШ № 21 имеется
специальный кабинет для обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ.
Для
обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ организован свободный доступ к местам
занятий.
Для
обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ имеются следующие средства обучения и
воспитания, в том числе технические:компьютерное оборудование (компьютеры,
ноутбуки, планшеты, интерактивныедоски, документ-камеры, веб-камеры, гарнитура,
колонки акустические и т.п.).
Перечень объектов для проведения
практических занятий:
Назначение |
Функциональное |
Кабинет ОБЖ |
Обучение начальным навыкам военной
подготовки, навыкам оказания первой медицинской помощи, действиям при ЧС |
Спортивный зал |
Проведение занятий по физкультуре,
тренировок, занятий по различным видам спорта |
Кабинет технологии (м) |
Навыки обработки древесины, работа с
лего-конструктором, инструментами, техническими материалами |
Кабинет технологии (д) |
Практические навыки работы на швейной
машинке, навыки конструирования, творческие проекты |
Библиотека |
Проведение библиотечных уроков, массовые
мероприятия, книжные выставки, литературные чтения, выход обучающихся в
Интернет |
Кабинет физики |
Проведение лабораторных работ,
практикумов, демонстрационных экспериментов |
Актовый зал |
Проведение собраний, конференций,
учебных, интеллектуальных игр, викторин, конкурсов, концертов и других
творческих мероприятий, |
Кабинет химии |
Проведение химических опытов, реакций,
экспериментальная работа по химии, подтверждение результатов теоретических
исследований |
Доступность объектов для проведения практических занятий, приспособленных
для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья –
избирательная, условная (с дополнительной помощью)
№ |
Перечень средств |
Кол-во |
Ед. |
1 |
Переносные двухсекционные телескопические рампы 2180х195х55 |
1 |
шт |
2 |
Индукционная портативная система 233х323х35 мм |
3 |
шт |
3 |
Система вызова для инвалидов. Комплект № 1 (0,2х0,15) |
1 |
шт |
4 |
Лента контрастная для маркировки ступеней и дверей, 50 мм, размер
0,1х50х1000 |
20 |
шт |
5 |
Тактильная мнемосхема со шрифтом Брайля 0,8х0,6 м (ТБ-06) |
4 |
шт |
6 |
Предупреждающий знак безопасности "Жёлтый круг", пленка,
0,15х0,15 м |
20 |
шт |
7 |
Предупредительные тактильные наклейки для поручней (в комплекте 2 шт.)
0,12х0,035 м |
22 |
комп |
8 |
Тактильная табличка "Направление движения, поворот" 0,15х0,15 м |
50 |
шт |
9 |
Тактильная табличка "Выход из помещения" 0,15х0,15 м |
2 |
шт |
10 |
Полоса тактильная противоскользящая направляющая. Самоклеющаяся.3х29х1000
мм |
100 |
м |
11 |
Крючок-держатель для костылей и трости, размер 40х95х105 мм, тактильная
табличка 200х150 мм |
1 |
комп |
12 |
Травмобезопасное поворотное зеркало для инвалидов 0,4х0,6 м |
1 |
шт |
13 |
Кресло-коляска инвалидная (сиденье 48 см, литые колеса) складная с ручным
приводом |
1 |
шт |
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Обучающимся
МАОУ СОШ № 21 при возникновении необходимости будут предоставлены специальные
учебники, учебные пособия и дидактические материалы по запросу.
Доступность
библиотеки, приспособленной для использования инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья – избирательная, условная (с
дополнительной помощью).
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Оборудование, проходы в спортивный зал и спортивная площадка
приспособлены для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата. Имеется
отдельное помещение для обучению спорта детей с ОВЗ и инвалидов
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МАОУ СОШ №21
используются следующие средства обучения и воспитания:
— мультимедийные:
интерактивные доски, мультимедиа–проекторы, телевизоры, ноутбуки, компьютеры и
т.д., возможности Центра специальных возможностей ОСWindows: распознавание речи, экранная лупа, экранный диктор;
— печатные (за
исключением инвалидов по зрению и слуху): учебники, учебные и методические
пособия, книги, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал;
— электронные
образовательные ресурсы: образовательные электронные учебники, сетевые
образовательные ресурсы, электронные энциклопедии;
— аудиовизуальные:
слайды, слайд–фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные
фильмы на цифровых носителях;
— наглядные плоскостные:
плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски, стенды и др.;
— демонстрационные:
гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные.
№ |
Перечень средств |
Кол-во |
Ед. |
1 |
Переносные
двухсекционные телескопические рампы 2180х195х55 |
1 |
шт |
2 |
Индукционная
портативная система 233х323х35 мм |
3 |
шт |
3 |
Система вызова для
инвалидов. Комплект № 1 (0,2х0,15) |
1 |
шт |
4 |
Лента контрастная для
маркировки ступеней и дверей, 50 мм, размер 0,1х50х1000 |
20 |
шт |
5 |
Тактильная мнемосхема
со шрифтом Брайля 0,8х0,6 м (ТБ-06) |
4 |
шт |
6 |
Предупреждающий знак
безопасности "Жёлтый круг", пленка, 0,15х0,15 м |
20 |
шт |
7 |
Предупредительные
тактильные наклейки для поручней (в комплекте 2 шт.) 0,12х0,035 м |
22 |
комп |
8 |
Тактильная табличка
"Направление движения, поворот" 0,15х0,15 м |
50 |
шт |
9 |
Тактильная табличка
"Выход из помещения" 0,15х0,15 м |
2 |
шт |
10 |
Полоса тактильная
противоскользящая направляющая. Самоклеющаяся.3х29х1000 мм |
м |
|
11 |
Крючок-держатель для
костылей и трости, размер 40х95х105 мм, тактильная табличка 200х150 мм |
1 |
комп |
12 |
Травмобезопасное
поворотное зеркало для инвалидов 0,4х0,6 м |
1 |
шт |
13 |
Кресло-коляска
инвалидная (сиденье 48 см, литые колеса) складная с ручным приводом |
1 |
шт |
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
При необходимости для обеспечения доступа в здание МБОУ СОШ № 21 инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. Имеется звонок вызова персонала, пандус, место для колясок и собаки-поводыря, также имеется вывеска на входе в здание с использованием шрифта Брайля.
Специальные условия питания
Пищеблок
МАОУ СОШ № 21 осуществляет производственную деятельность в полном объёме 5 дней
– с понедельника по пятницу включительно.
Бесплатное
двухразовое питание осуществляется для детей-инвалидов, в том числе обучающихся с ОВЗ.
Классные
руководители сопровождают обучающихся в столовую.
Столовая
расположена на 1 этаже имеет расширенные проемы дверей.
Перед обеденным залом столовой оборудована зона, где расположены умывальники с подачей воды.
Специальные условия охраны здоровья
Здания МАОУ СОШ № 21
оснащены автоматической пожарной сигнализацией, охранной сигнализаций,
видеонаблюдением, необходимыми табличками и указателями и системой экстренного
оповещения при возникновения чрезвычайных ситуаций.
Для оказания доврачебной
первичной медицинской помощи в МАОУ СОШ № 21 функционируют медицинские
кабинеты, оснащённый оборудованием, инвентарем и инструментарием.
Организовано
психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе детей-инвалидов
и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Организация бесплатного двухразового питания
детей-инвалидов, в том числеобучающихся с ОВЗ
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В
МАОУ СОШ № 21 возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья со другими обучающимися.
Особые
условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным
сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с
официальным сайтом МАОУ СОШ № 21 и с другими сайтами образовательной
направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
Информационная база Школы оснащена:
-электронной почтой;
-локальной сетью;
-выходом в Интернет;
-функционирует официальный
сайт.
Доступ
к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования
инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в любой точке МАОУ
СОШ № 21 посредством Wi-Fi, а также в компьютерном классе.
Для
обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет действует система контент-фильтрации. Доступ к запрещенным в
образовательной деятельности ресурсам сети для обучающихся и сотрудникам закрыт.
В МАОУ СОШ № 21 имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), интерактивные доски, наборы образовательной робототехники
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Доступ к электронной системе учета
обучающихся, учета и хранения их образовательных результатов (электронный
журнал, электронный дневник)
В Свердловской области с 01.09.2023
года начали функционировать собственный электронный журнал и электронный
дневник. Ресурсы являются частью ГИС СО "Единое цифровое
пространство". Открыт доступ для учителей по адресуhttps://jurnal.egov66.ruи
для родителей по адресуhttps://dnevnik.egov66.ru.
Авторизация осуществляется через единую систему идентификации и авторизации
(ЕСИА Госуслуги).
Инструкция для учителейhttps://www.irro.ru/upload/cos/man-ej-teach.pdf
Инструкция для родителейhttps://www.irro.ru/upload/cos/man-ej-par.pdf
Адрес для обращения в техническую поддержку для учителейteacher@uprinf.ru
Адрес для обращения в техническую поддержку для родителейparents@uprinf.ru
Доступ в федеральной государственной
информационной системе «Моя школа»
В соответствии с перечнем поручений
Президента Российской Федерации по развитию ФГИС «Моя школа» от 16.02.2022 №
Пр-346 требуется создать ФГИС «Моя школа», а также обеспечить взаимодействие
региональных государственных информационных систем в сфере общего образования и
среднего профессионального образования с ФГИС «Моя школа» на основании единых
требований, установленных Минпросвещения России и Минцифры России.
Доступ в ФГИС «Моя школа» осуществляется по адресуhttps://myschool.edu.ru/
Инструкции и методические
рекомендации для администраторов, педагогов, родителей, учеников по
использованию системы расположены на сайтеhttps://myschool.guppros.ru/. Туда же
выкладываются записи вебинаров, проводимых центром методической поддержки
пользователей ФГИС "Моя школа" Государственного университета
просвещения.
Что же представляет собой федеральная государственная информационная система
«Моя школа», каковы ее цели и задачи?
✨За последние несколько лет в рамках федерального проекта «Цифровая
образовательная среда» предприняты шаги по предоставлению педагогам и учащимся
на всей территории РФ равногодоступа к качественному образовательному
контенту и цифровым образовательным сервисам.
Созданы различные государственные информационные системы Минпросвещения России,
а также ИС на уровне субъектов РФ. Но для их использования приходятся применять
множество точек входа.
⚡️И ФГИС "Моя школа" призвана решить эту проблему путем
предоставленияединойточкидоступапедагогам, учащимся и
родителям к качественному образовательному контенту и цифровым сервисам на всей
территории РФ. Т.е. «Моя школа» объединяет в себе множество сервисов и
выступает в роли единойгосударственной информационной системы РФ для
реализации образовательных программ всех уровней основного образования.
⚡️Задачами ФГИС «Моя школа» являются:
- Создание современной и безопаснойобразовательной среды;
- Равный доступ к качественному образовательному контенту и цифровым сервисам
по всей территории РФ для всех обучающихся;
- Повышение уровня цифровой грамотности педагогов с использованием
дистанционных технологий;
- Создание возможностей для вовлечения родителей в процесс образования детей;
- Взаимодействие региональных и федеральных систем и использование единых
классификаторов, реестров, справочников и форматов взаимодействия.
Доступ к цифровой (электронной)
библиотеке и/ или иным электронным образовательным ресурсам
В соответствии с лицензионным
соглашением в МАОУ СОШ № 21 используется 1С:Библиотека
Возможности продукта
Продукт позволяет автоматизировать
рабочие процессы библиотеки, в зависимости от ее назначения, типа, состава
фондов, может быть интегрирован с другими типовыми решениями фирмы
"1С".
Комплектование:
Поиск, формирование и оформление
заказов в издательства/книготоргующие организации.
Контроль выполнения заказов.
Автоматическая сверка на
дублетность.
Регистрация поступлений изданий и
присвоение уникального номера каждому поступающему в библиотеку документу с
использованием технологии штрихкодирования.
Каталогизация:
Описание любых видов изданий,
включая документы в электронном формате, аудио-, видео-, нотные,
картографические, изоиздания и пр.
Полная поддержка национального
коммуникативного формата RUSMARC.
Обеспечение контроля вводимых данных
на их соответствие требованиям стандартов.
Автоматическая индексация, на основе
которой реализуется быстрый поиск по любым элементам библиографического
описания и их сочетаниям.
Возможность использовать любые
графические материалы (изображения титульных листов, артефактов, страниц текста
и т.д.).
Экспорт/импорт данных в
MARC-форматах.
Хранение неограниченного количества
библиографических записей.
Учет, актуализация и хранение фонда:
Поддержка процессов упорядоченного
хранения и учета документов библиотеки любого формата в соответствии с ее типом
и назначением.
Обеспечение процессов движения
фонда.
Ведение индивидуального и суммарного
учета документов (изданий) как по совокупному фонду библиотеки, так и по
отдельным фондам (специализированным) с учетом специфики хранящихся в них изданий.
Возможность вводить в учетные
документы не только обязательные, но и факультативные показатели с учетом
специфики конкретной библиотеки.
Обслуживание читателей:
Регламентирование и
дифференцированный доступ к документам фонда для различных групп читателей.
Быстрая идентификация читателей с
помощью технологии штрихового кодирования читательских билетов.
Дневник работы библиотеки.
Виртуальный кабинет читателя:
В программе возможна работаЧитателя
в своем виртуальном кабинете. Функционал работы включает:
Удаленный доступ читателя к
электронному каталогу и поиск изданий по любым элементам библиографического
описания.
Формирование электронной заявки по
результатам поиска.
Удаленный доступ к данным о наличии
свободных физических экземпляров изданий в фондах библиотеки.
Удаленный доступ читателя к своему
формуляру.
Контроль читателя за процессом
исполнения сформированных заказов.
Оповещение читателя о выполненных
заказах и его задолженности.
Формирование и поддержка
электронного библиотечного фонда
Прикрепление к библиографическим
записям электронного каталога произвольного количества электронных материалов
(изданий в электронном формате)
Поиск по содержимому электронных
изданий
Возможность прикрепления обложек
Хранение и выдача читателю изданий в
электронном формате
Cтатистика и отчетность
Формирование отчетных и учетных
документов
КСУ
Инвентарная книга
Ведомость проверки фонда
Партии физических экземпляров
изданий
Книговыдача
Книгообеспеченность
Статистический отчет
Поддержка печатных форм:
Формирование стандартного набора
документов и сопутствующих документов для карточного библиотечного каталога.
Поддержка всех необходимых печатных
форм в соответствии с типовыми инструкциями и методическими рекомендациями
Министерства образования и науки РФ.
В школе имеется доступ к сети
Интернет по со скоростью 100 Мбит/с. К сети подключены 100% компьютеров школы.
На компьютерах, к которым имеют
доступ обучающиеся, осуществляется контентная фильтрация Интернет-ресурсов, не
совместимых с задачами обучения и воспитания.
В рамках образовательной деятельности осуществляется
доступ обучающихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет
Обучающимся
предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не
противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое
отношения к образовательному процессу.
Защита
и безопасность работы в сети Интернет обеспечивается Контент-фильтром.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
№ |
Перечень средств |
Кол-во |
Ед. |
1 |
Переносные
двухсекционные телескопические рампы 2180х195х55 |
1 |
шт |
2 |
Индукционная
портативная система 233х323х35 мм |
3 |
шт |
3 |
Система вызова для
инвалидов. Комплект № 1 (0,2х0,15) |
1 |
шт |
4 |
Лента контрастная
для маркировки ступеней и дверей, 50 мм, размер 0,1х50х1000 |
20 |
шт |
5 |
Тактильная
мнемосхема со шрифтом Брайля 0,8х0,6 м (ТБ-06) |
4 |
шт |
6 |
Предупреждающий знак
безопасности "Жёлтый круг", пленка, 0,15х0,15 м |
20 |
шт |
7 |
Предупредительные
тактильные наклейки для поручней (в комплекте 2 шт.) 0,12х0,035 м |
22 |
комп |
8 |
Тактильная
табличка "Направление движения, поворот" 0,15х0,15 м |
50 |
шт |
9 |
Тактильная
табличка "Выход из помещения" 0,15х0,15 м |
2 |
шт |
10 |
Полоса тактильная
противоскользящая направляющая. Самоклеющаяся.3х29х1000 мм |
100 |
м |
11 |
Крючок-держатель
для костылей и трости, размер 40х95х105 мм, тактильная табличка 200х150 мм |
1 |
комп |
12 |
Травмобезопасное
поворотное зеркало для инвалидов 0,4х0,6 м |
1 |
шт |
13 |
Кресло-коляска
инвалидная (сиденье 48 см, литые колеса) складная с ручным приводом |
1 |
шт |